Турбокомпрессор работает в более тяжелых условиях по сравнению с другими системами автомобиля, под влиянием огромных температур и давления. Тем не менее, чаще всего причиной неисправности турбокомпрессора является не сама турбина, а неправильная эксплуатация или работа других систем автомобиля. Прежде, чем производить ремонт или замену агрегата, надо выявить причину поломки, чтобы избежать аварийных случаев в будущем. Кроме того, следует обратить внимание на то, что турбокомпрессор связан с другими важными узлами в автомобиле, поэтому он может являться индикатором неисправностей других систем. И хотя существует очень много разнообразных, проблем, которые могут стать причиной неисправности турбокомпрессора, все они могут быть разделены на 4 группы:
Масляное голодание или задержка поступления масла
Поскольку турбокомпрессор работает на высоких скоростях, и подчас скорость его работы достигает 100 000 оборотов в минуту, наличие смазочного масла имеет первостепенное значение. Масло необходимо для следующих функций: - смазки тяги и втулок подшипников; - стабилизации вращающегося вала и втулок подшипников; - выступает в качестве охладителя перед тем, как турбокомпрессор достигнет высоких скоростей. С увеличением скорости турбокомпрессора и нагрузки двигателя, потребность в масле для смазки и охлаждения возрастает. Если есть хотя бы небольшая задержка в поступлении масла в турбокомпрессор, то это может стать причиной сбоя в работе втулок подшипников. Несвоевременное поступление масла в систему очень легко выявить по характерному синеватому цвету подшипника или вала; данный синеватый оттенок вала является индикатором высоких температур, которые воздействовали на него.
Инородные материалы или грязь в системе смазки
Некоторый владельцы машин совершенно ошибочно предполагают, если они будут заправлять двигатель загрязненным маслом, то масляные фильтры будут удалять все загрязнения прежде, чем масло достигнет двигателя, и, в нашем случае, подшипника турбокомпрессора. Это может оказаться очень дорогостоящей ошибкой. Все эти инородные материалы могут привести к повреждению подшипника, когда количество посторонних примесей будет столько, что они приведут к сношенности корпуса подшипника, или если частички грязи окажутся достаточно большими, чтобы заблокировать внутренние масляные каналы и вызвать масляное голодание. Подшипники турбокомпрессора, скорее всего, потерпят неудачу раньше, чем подшипники самого двигателя, хотя бы потому что скорости работы турбокомпрессора гораздо выше скоростей работы двигателя.
Ухудшение качества масла
Дизельная смазка – очень важная часть двигателя, и хотя современные технологии сделали огромный шаг в изготовлении хороших масел, у нас все ещё есть две проблемы, с которыми предстоит бороться:
- старение масла. Высокие температуры, которые присутствуют в современных дизельных двигателях, могут привести к тому, что масло начинает уплотняться. В масле под действием высоких температур начинают формироваться углеродистые образования, которые налипают на кольцо двигателя и могут стать причиной других проблем. Происходит окисление, которое вызвано тем, что углеводород в масле смешивается с кислородом; это создает органические кислоты. Эти продукты становятся причинами многих проблем для двигателя и турбокомпрессора. Если кислоты с низкой температурой закипания становятся концентрированными, они оседают на подшипниках, вызывая последующий сбой. Также эта кислота оседает в масле в виде осадка, который потом оказывается в двигателе, преимущественно в фильтрах, что усложняет подачу масла в турбокомпрессор. Твердые окислившиеся частички являются причиной появления твердого налета.
- внешнее загрязнение. Перед этим мы кратко рассмотрели неисправности, связанные с изменениями в самом масле, как правило, вызванные воздействием на него тепла и воздуха. Тем не менее, мы должны также учесть и другие факторы. Одним из них являются продукты сгорания топлива, такие как зола, сажа, несгоревшие тяжелые осадки топлива и воды. Все эти элементы вызывают загрязнение масла. Тогда уже сам двигатель становится причиной поломки, поскольку мельчайшие частицы, которые отделились в процессе работы самого двигателя будут проходить либо через масляные пути в турбокомпрессор, либо станут причиной окисления и ускорят износ масла. И наконец, инородные предметы вне двигателя, такие как пыль и грязь, могут попасть в турбокомпрессор через воздухозаборник системы.
Посторонние материалы в выхлопной или воздухоочистительной системе
Любой материал, который попадает в систему, повреждает турбокомпрессор и может повредить двигатель. Поскольку турбокомпрессор является высокоточным инструментом, то неисправность системы станет заметна сразу же, как только инородный элемент попадает в неё. Урон будет нанесен крыльчатке, частички которой могут перейти в двигатель, в результате чего возможны повреждения поршня, клапана, прокладки и коленчатого вала. Следует также отметить, что если любое инородное тело остается в этих системах, турбокомпрессор будет реагировать со сбоями в системе, такими как потеря мощности, черные выхлопные газы, чрезмерный расход масла, повреждение крыльчатки.
Несмотря на значительное количество причин выхода турбокомпрессора из строя, он является весьма надежной системой, исправность и эффективность которой зависит от условий эксплуатации и бережного отношения не только к турбокомпрессору, но и к взаимосвязанных с ним систем автомобиля. Чтобы обезопасить себя от возможных проблем с турбокомпрессором и дальнейшей замены или ремонта, необходимо придерживаться несколько простых правил по эксплуатации:
Регулярно проводить техническое обслуживание двигателя.
Применять лишь масло, рекомендованное для моторов, оборудованных турбокомпрессором. Надежнее всего пользоваться маслом, который рекомендует сам изготовитель двигателя.
Своевременно проводить замену воздушного фильтра.
Использовать только качественное топливо. Ни в коем случае НЕ использовать топливо, октановое число которого повышено присадками.
Зимой стоит увеличить время прогревания двигателя.